Зенитный пулемёт «Ар-Наири» (летний град)
12,5мм зенитная спаренная установка, принятая
на вооружение в 43г.
в связи с постепенным возрождением боевой авиации
и созданием в войсках Кено частей ПВО. Большая часть этих пулемётов устанавливается
на колёсный лафет
и применяется в ПВО пехотных дивизий как основное оружие.
Однако
эти же установки монтируют
на ЗСУ «Дахса-Н», большей части
«Дарчжи-Амоло», в варварских армиях и
в Осназе также и
на грузовиках.Пулемёт способен эффективно сбивать низколетящие и
не очень скоростные воздушные цели (вертолёты), отлично борется
с легкобронированной и небронированной наземной техникой.
В принципе, применим
и как противотанковое оружие (против танков мельче «среднего»).
Для эффективной стрельбы по пехоте
он слишком скорострелен,
не может поражать
множественные цели.
Имперские миномёты
В пехотных частях имперской армии
и гвардии миномёты используются очень широко.
Как правило, их делают в небольших мастерских по собственным разным чертежам, так что единой модели миномёта принятого
на вооружение в имперской армии нет. Общая
у них только конструкция
«в целом», калибр (важна взаимозаменяемость по боеприпасам)
и прицельные приспособления. Выделяют два вида миномётов «ротные», калибром 62,5 или 75мм, и «батальонные» калибром до 111,25мм.
В штатном составе большей части имперских пехотных рот числится один «ротный» миномёт. 80% имперских пехотных армейских батальонов
в штатном своём составе имеют миномётный взвод в
3–5 «батальонных» миномётов.
Также «ротные» миномёты устанавливают
на автомобили «Акташ», чтобы получить мобильные батареи. Впрочем, это делают не
в имперской армии, а
в частях одного
из союзных Кено мелких варварских князьков (Лерктейо).
Безоткатная противотанковая пушка Ош-23
До войны против Отлока серьёзной необходимости
в противотанковой артиллерии
у имперской армии
не было. Её противники в основном, варвары-гаулады просто
не располагали бронетехникой
в достаточном количестве. Однако
кое-какая техника
у них всё-таки была, была она и
у отлокцев, была и
у аланцев. Поэтому в 23г
«Аш-Тершим» было разработано
и внедрено в производство лёгкое, компактное (то есть, экономичное
и транспортабельное) безоткатное противотанковое орудие.
Тогда же было сформировано несколько противотанковых батарей, по две
из них были развёрнуты против Аланы
и Отлока, а ещё четыре находились в «оперативном резерве»
и отправлялись на те участки, где
у варваров всё-таки находилась
какая-нибудь техника.
Лёгкое
и простое в эксплуатации Ош-23 отлично показало себя
в этих боях.
И его калибр 56,25 оказался вполне достаточен для решения задач начального периода истории Кено.
В отлокской войне Ош-23 применялись очень широко, отлично себя зарекомендовали,
но против большинства танков Лианры
и Аланы они были откровенно слабыми.
Перед войной
с Отлоком Ош-23 модернизировали,
и стали производить под снаряд калибра 62,5, универсальный для имперской армии.
Тогда же провели
и реформу противотанковой артиллерии. Вместо небольшого количества отдельных батарей были созданы противотанковые взводы
в батальонах, противотанковые роты
в полках, и противотанковые батальоны
в дивизиях.На начало «Стальной войны» орудия Ош-23 составляли основную часть парка противотанковых артвзводов
в пехотных батальонах. Небольшое количество этих орудий было также
на вооружении частей Осназ,
и иррегулярных формирований.
Не смотря на свою относительно низкую эффективность,
во время Стальной войны Ош-23 широко строились
и применялись.
Противотанковое орудие Ош-38
Это очень тяжёлое орудие «традиционной схемы» калибром 113мм было разработано в 34г,
но принято на вооружение только в
38г. До того, считалось, что для него просто
не будет целей.Ош-38 – это основное противотанковое орудие
на уровне пехотных батальонов
и полков. Кроме Ош-38, небольшими сериями выпускалось (и
до сих пор
не снято с вооружения) 125мм орудие Ош-31.
Во время Отлокской войны было развёрнуто всего несколько батарей, однако перед Стальной войной и
во время её это орудие широко строилось
и поступало на вооружение имперской пехоты
и гвардии. Также оно экспортировалось
в Отлок и союзным варварам.
Главным достоинством орудия значительный калибр,
он позволял пробивать
на средних и ближних дистанциях броню практически любых танков «Северной стали».
Но очень большим недостатком Ош-38 оставалась его примитивная конструкция. Прицел
не позволял эффективно поражать танки
на больших дистанциях,
а снаряд, несмотря
на длинный ствол, имел относительно невысокую скорость. Неоптимальная система заряжания замедляла стрельбу, и, наконец, очень высокая масса орудия делала его слишком маломаневренным.
В общем, оно имело смысл только
в обороне и желательно на
в долговременных укреплениях.
Ос-12
Артиллерия Кено начала формироваться практически одновременно
с регулярной армией. Артбатареи
и миномётные батареи появились
в имперской армии
практически сразу.Причём, ещё
до Долгой Ночи развитие ствольной артиллерии достигло предела своих возможностей,
и поэтому инженеры Кено смогли скопировать лучшие образцы практически сразу, как только страна обзавелась необходимой
промышленной базой.Орудие Ос-12 было принято
на вооружение в 12г
и было точной копией старой лёгкой
«горно-егерской» пушки-гаубицы. Орудие почти идеально приспособлено для действий
в условиях бездорожья и
в отрыве от баз снабжения.
Оно лёгкое и транспортабельное, ствол его смещён назад, что ещё
и увеличивает компактность Ос-12, может стрелять как
с низких углов возвышения (как пушка), так и
с высоких (как гаубица). Орудие обладает вполне приличной (для лёгких пушек) дальностью,
и широкой номенклатурой боеприпасов:
от шрапнельных до химических снарядов. Относительно небольшой калибр (75 мм) снаряда был вполне достаточен для уничтожения живой силы, лёгкой техники, лёгких земляных
и деревянных укреплений,
а так же гражданских построек.
А ничем другим тогдашние главные противники Кено, варвары, и
не располагали. В принципе, годится это орудие
и для стрельбы прямой наводкой по танкам,
и для обстрела
(с высоким углом возвышения) дирижаблей зенитными снарядами.
Ос-12
и дальше по мере развития имперской армии
не потеряло своей актуальности и
до конца Стальной войны оставалось основным полковым артиллерийским орудием имперской пехоты. Почти
в каждом «штатном» имперском полку есть артдивизион, оснащённый этими орудиями. Значительное количество орудий Ос-12 было передано
в союзные варварские
и отлокские части.
Ос-20
Опыт успешного применения лёгких артиллерийских систем убедил Имперское Главное Командование
в перспективности артиллерии как отдельного рода войск.
И в 18г было создано особое Имперское Артиллерийское Командование,
и проведена реформа артиллерии.
В рамках её все разнообразные артиллерийские подразделения (батареи, огневые взводы, отдельные отрядные орудия
и миномёты, артдивизионы,
«ад-хок группы»
и так далее) были переформированы. Ствольная артиллерия была сведена
в отдельные артиллерийские дивизионы однородного состава,
а миномётные батареи включены
в состав пехотных полков
и батальонов.Практически сразу Артиллерийское Командование заявило
о необходимости развернуть орудия большей мощности, чем Ос-12, способные бороться
с регулярными укреплениями
и пригодные к позиционной войне.
Идея встретила понимание
в Главном Командовании. Имперское Машиностроительное Управление предложило
не объявлять конкурс проектов,
а вместо этого просто скопировать соответствующую «старую» артсистему, спецификации многих
из которых сохранились в
их архивах. Это существенно ускоряло внедрение
и испытания. Так и было сделано.
Орудие Ос-20 калибром 151мм, было принято
на вооружение уже в
20г. Оно обладало многими преимуществами Ос-12: было относительно лёгким, компактным, годилось для применения
в качестве и пушки и гаубицы. Номенклатура снарядов для него была ещё шире. Ос-20 обладало вполне достаточной дальнобойностью
и точностью. Оно прекрасно зарекомендовало себя
в войне против Отлока.
Первоначально, Ос-20 было вооружено два отдельных тяжёлых артдивизиона, однако по мере увеличения численности имперских войск
и сложности задач, которые перед ним вставали (теперь артиллерии приходилось бороться уже и
с танками и
с настоящими бетонными укреплениями), количество Ос-20 постепенно увеличивалось.
Во время Стальной Войны Ос-20 было единственным «дивизионным» орудием имперской армии.
ВСЕ артиллерийские дивизионы
в пехотных и моторизованных дивизиях имперской армии
и гвардии были оснащены орудиями этой системы. Вопрос
о его замене
на что-нибудь другое никогда
не рассматривался, так как Ос-20 было вполне достаточно для выполнения любых задач дивизионной артиллерии. Значительная часть армейской артиллерии тоже была оснащена именно орудиями Ос-20.
Ос-33
В преддверии войны
с Отлоком Имперское Артиллерийское Командование
и Имперское Главное Командование приняли решение
о создании особых артиллерийских подразделений, предназначенных решать «сверхсложные» задачи, такие,
с которыми не смогла бы справиться обычная артиллерия: например, разрушать сильные укрепрайоны противника.
Тогда была создана первая бригада «имперского стратегического артиллерийского резерва» (ИСАР).
Она находилась в прямом подчинении центральных штабов
и должна была специально отправляться на те участки фронта, где
её применение было необходимо.
Для ИСАРа была создана специальная сверхмощная артиллерийская система 187,5мм орудие Ос-33. Очевидно, что Ос-33 строилось очень ограниченными сериями
и поступало только
в бригады ИСАР, которых
к началу Стальной Войны насчитывалось три
(и одна из них была вооружена «Джеверами»).
В ходе Стальной Войны было принято решение
о переводе артбригад ИСАР
на системы «Рахшет»,
к концу войны Ос-33 остались только
в одной бригаде,
и некоторое (очень небольшое)
их количество было передано
в дивизии.
Имперские ВВС.
Авиация в Кено развита крайне слабо. Тому есть несколько причин.
— Авиация требует огромных затрат топлива и материалов для строительства и обслуживания. Это делает производство и эксплуатацию большого количества самолётов и вертолётов практически невозможным в условиях посткатастрофической экономики.
— Авиация требует значительной инфраструктуры: в первую очередь, аэродромов, но также и метеорологических постов и постов авианаблюдения. Ресурсов на развитие инфраструктуры также долго не было.
Поэтому Гражданская авиация Кено состоит из небольшого количества техники, способной решать крайне специфические и немногочисленные задачи.
Есть примерно с десяток «курьерских» самолётов. Это лёгкие и дешёвые бипланы, построенные в основном из дерева и перкаля (авиаполотна), способные взять кроме пилота одного-двух пассажиров или до 150кг груза, и способные приземлиться на любое ровное поле или даже на воду (можно установить съёмные поплавки и использовать как гидросамолёт). Для ведения боевых действий совершенно не годятся.
Есть несколько десятков лёгких дирижаблей. Дирижабли низкотехнологичны, также способны приземляться в неприспособленных для этого местах, им не нужно много топлива. Но они требуют серьёзной инфраструктуры на аэродромах базирования (в первую очередь – огромных ангаров) и слишком зависимы от погоды. Эти дирижабли применяются в основном также для связи и для доставки и снабжения отдалённых экспедиций. Но в современных боевых действиях они неприменимы.
Есть один авиатранспортный отряд из 6 вертолётов. Но он один и уникальный. Им нельзя рисковать.
Вся авиатехника, как гражданская, так и военная, строится в Кено на небольших заводах небольшими партиями в силу своей немногочисленности.
ВВС Кено состоит из аэроэскадр и авиаэскадронов. Центральный орган – Имперское Авиационное Командование.
Аэроэскадры – это более старая структура в составе ВВС. На их вооружении находятся дирижабли «мягкой» и «полужёсткой» конструкции. Аэроэскадры решают, в основном, задачи авиаразведки, и корректировки артиллерийского огня. В войнах против варваров их, возможно, было привлекать в качестве высотных бомбардировщиков, однако подобные попытки в войне с Отлоком окончились полным провалом. Даже примитивные ВВС Отлока легко расправлялись с тихоходными и неповоротливыми дирижаблями. Также дирижабли используются для переброски групп диверсантов в тыл противника в ночное время. В войне против Отлока такая практика показала себя как очень успешная, но во время Стальной Войны Лианра использовала радары.
Авиаэскадроны – это части вооружённые самолётами и вертолётами. В составе имперских ВВС находится всего два «самолётных» и пять «вертолётных» эскадронов, так что авиация над полем боя появляется редко и только на самых важных участках. Каждый эскадрон состоит из 24 машин, объединённых в «пары». Три пары составляют «крыло». Два крыла – полуэскадрон.
М-42 «Аш-Раем» (мститель)
Вертолёт М-40 был разработан
с учётом опыта Отлокской войны. Первый вертолётный полуэскадрон был создан перед самой войной, и
на его вооружении были М-34, (скопированные вертолёты «Воин» периода
до Катастрофы). Однако опыт эксплуатации «Воинов» был признан неудачным. Причиной этой неудачи стали неоправданно высокие потери, а, точнее, неспособность промышленности быстро возмещать потерянные
в бою машины. Несмотря
на то, что Отлок располагал довольно слабыми ПВО
и ВВС, а М-34 был живучей машиной, тем
не менее, иногда его
всё же сбивали.
За полтора года войны
и интенсивных боевых действий, было потеряно всего
6 вертолётов из
16 в полуэскадроне. Из них только три были сбиты вражескими ПВО, остальные –
из-за отказа оборудования
и поломок в полёте. Но за эти полтора года промышленность смогла поставить
в войска только
4 новые машины! Предпринятое расследование показало, что постройка одного вертолёта М-34 занимает слишком много времени,
и ещё столько же времени занимает его испытания
и исправление производственного брака. Кроме того, машина оказалась настолько сложна, что
её невозможно собирать
на конвейере: каждая машина,
и большая часть узлов собирались вручную специалистами высочайшей квалификации, которых
в империи было крайне ограниченное количество. Нарастить производство М-34
в условиях промышленности Кено просто
не представлялось возможным.
Тогда ИОКБА (Имперским Объединённым Конструкторским Бюро Авиации
и Аэронавтики) разработало проект «М-40».
Это был значительно более простой вертолёт, требовавший куда более низкой промышленной культуры. М-40 уступал М-34 практически по всем параметрам: и по скорости, и по высотности, и по грузоподъёмности, и по живучести;
но его можно было строить серийно. Машина успешно прошла испытания
и была принята
на вооружение в 42г под обозначением М-42. Сразу после этого началось наращивание ВВС
с полуэскадрона вертолётов
до пяти полноценных эскадронов. Считалось, что
на этом уровне имперская авиационная промышленность (а М-42 строился
на авиационном заводе
«Аш-Меркат» в столице, но
в принципе, его мог производить
на одном из своих заводов также и
«Аш-Тершим») была способна поддерживать численность вертолётного парка даже
в случае продолжительных
и тяжёлых боёв
с соответствующим количеством потерь.
Главным недостатком М-42 была слишком низкая полезная нагрузка.
Дело в том, что промышленность
не могла производить
в достаточном количестве мощные турбореактивные двигатели, поэтому
на вертолёт пришлось поставить «то, что было»,
а именно двигатели «Рам-35».
А двигатель «Рам-35»
не мог поднять
в воздух большой вертолёт, поэтому пришлось уменьшить размеры машины
и предельно облегчить конструкцию. Разработчики отказались
от второго члена экипажа
и сделали вертолёт одноместным. Пришлось отказаться и
от половины оружейной нагрузки,
и уменьшить бронирование.
Но даже в таком варианте М-40
не давал максимальной скорости, которая была
в техническом задании.
И тогда на М-42 применили «последнее средство».
В кормовой части корпуса установили небольшой реактивный двигатель (так называемый бустер),
а оружейные пилоны превратили
в небольшие крылья. Когда требовалось развить максимальную скорость, пилот запускал бустер
и вертолёт превращался, фактически,
в автожир. Бустер мог работать только
15 минут (Больше топлива просто нельзя было взять),
но это был единственный промышленно осуществимый вариант.
Конструкторы М-42 также учли, что 90% случаев боевого применения М-34
в войне против Отлока составило уничтожение легкой наземной техники
и живой силы, необходимости атаковать укрепления или вести разведку
у вертолётчиков практически никогда
не возникало, а
в воздушном бою они вообще участвовали только два раза
за всю войну. Поэтому М-42 был сделан как исключительно
вертолёт-охотник за наземными целями.
Он получил предельно возможную маневренность
у земли, но низкую высотность; также вся его броня была расположена снизу, борта
и верх корпуса
не были защищены никак.Вооружение М-42 состояло
из пулемёта в нижней поворотной турели. Также
на двух пилонах под крыльями можно было размещать либо две скорострельные автоматические пушки (противотанковый вариант), либо две установки НУРС (неуправляемых реактивных снарядов). Таким образом, М-42 оказался очень узкоспециализированной машиной, для воздушного боя или для атаки укреплений он
не годился совершенно, однако оказался хорошим штурмовиком
и неплохим разведчиком.
На начало Стальной Войны
в строю находилось
5 эскадронов вертолётов М-42, и
в дальнейшем их численность не изменилась. В ходе войны М-42, неофициально названные экипажами
«Аш-Раем» (к середине войны это название стало официальным), показали себя тем, чем,
в сущности, и являлись: машинами ниже среднего качества, зато массовыми.
Они в любых обстоятельствах проигрывали воздушный бой вертолётам «стальных», они стремились уйти,
не принимая боя.
Зато их было существенно больше.
В лианрийских ВВС просто
не было достаточного количества перехватчиков, чтобы нейтрализовать все вертолётные группы, действовавшие
на многих участках одновременно.
Кроме того, «стальные» танкисты довольно быстро научились противостоять
«Аш-раем», используя зенитные пулемёты, которые поставили
на башню каждого лианрийского танка.
В результате, когда имперскому вертолёту противостояла компактная группа танков, огонь был достаточно плотным, чтобы отогнать его,
а если танк оказывался одиночным, пилот вертолёта вынужден был держаться
от танка вдалеке
и открывать огонь
с больших расстояний, близко подходить было слишком опасно,
а это резко снижало
результативность огня.Во время Стальной Войны имперское командование много раз пыталось заменить М-42
«Аш-раем» какой-нибудь другой машиной,
но эти попытки ни
к чему не привели. Лучшие машины имперская промышленность просто
не была способна выпускать
в количестве достаточном, чтобы компенсировать потери.
М-43 «Валкеш» (коршун)
До окончания отлокской войны
в Кено было всего
4 реактивных самолёта, входивших
в так называемый «учебно-консервационный авиаотряд» (УКАО).
УКАО был создан по настоянию трёх лётчиков-истребителей переживших Катастрофу
и Долгую Ночь.
Они объяснили Императору, что, конечно, Империя
не может позволить себе строить
и эксплуатировать реактивную авиацию.
Но если оставить всё так, как есть, то
к тому времени, когда появится, наконец, возможность использовать реактивные самолёты,
к тому времени уже умрут или детренируются люди, способные
их пилотировать и
их обслуживать. Навыки пилотов
и знания о пилотировании умрут
от старости вместе
с последними лётчиками,
и снова понадобится много лет сплошных усилий, чтобы эти знания
и навыки заново открыть и
в полной мере освоить.
Чтобы этого избежать
и был указом Императора создан УКАО,
в состав которого были переданы два чудом сохранившихся
и два произведённых вручную реактивных
учебно-боевых самолёта. Главной задачей УКАО стала подготовка лётчиков-инструкторов, обладающих навыками истребителей.
Сами эти пилоты
к воздушным боям привлекались КРАЙНЕ редко,
а самолёты не участвовали в боевых действиях вообще никогда. Лётчики должны были просто сохранять навыки пилотажа
и быть готовыми обучить им других «когда настанет время». Других обязанностей
у них не было.«Время настало» после войны
с Отлоком. Авиационное Командование приняло решение
о создании двух эскадронов реактивной авиации.
На вооружение был принят самолёт М-43 «Валкеш».
Ещё до Катастрофы одна
из тогдашних сверхдержав разработала
и приняла на вооружение истребитель-бомбардировщик
«Ар-Джер», оптимизированный для «условий ядерной войны»:
с минимумом сложной электроники
на борту, относительно простой
в наземном обслуживании, непривередливый
в отношении взлётных полос, всепогодный, и, насколько это возможно, независимый
от наземного центра управления полётами.
При разработке «Валкеша» ИОКБА взяли
за основу чертежи
«Ар-Джера» и просто оптимизировали самолёт для условий промышленного
производства Кено.«Валкеш» оказался отличной машиной.
С формальной точки зрения это был истребитель-бомбардировщик, но
на практике, в нём было больше
от штурмовика, чем
от истребителя. Его двигатель позволял ему хорошо маневрировать
на малых и средних высотах,
а его вооружение: 25мм скорострельная автоматическая пушка
на передней турели и
4 ракеты на пилонах были вполне достаточны, чтобы вести как воздушный бой, так
и наземные штурмовки. Номенклатура пилонного вооружения была
не очень обширна,
но вполне достаточна: управляемые ракеты
«воздух-воздух» (были варианты, как
с инфракрасным, так
и радиолокационным наведением), управляемые ракеты
«воздух-земля» (инфракрасные, и
с наведением по видеосигналу), кассетные бомбы, НУРСы.
В ходе Стальной Войны авиаэскадроны Кено оказались вполне достойными противниками ВВС Лианры.
Хотя «Шабра», истребитель-бомбардировщик «Северстали», несколько превосходил по тактико-техническим характеристикам «Валкеш»,
но зато у пилотов Кено был значительно больший боевой
и лётный опыт, чем у их «стальных» противников.
Первые же воздушные бои показали, что лётное мастерство имеет куда большее значение, чем перевес
в качестве самолётов,
а перевеса в количестве ни
у одной из сторон не было.
Продолжение следует…
Источник:
http://www.bg.ohobby.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=764&Itemid=33